В школе хорошо, а дома – лучше?

Популярность домашнего образования в России набирает обороты: согласно разным подсчетам, сегодня в стране на дому обучается от 100 до 200 тысяч школьников. Вместе с тем, ходят слухи, что в скором времени домашнее образование могут запретить – якобы из-за недостаточной эффективности. Действительно ли такая форма обучения приносит меньшие результаты, почему дети предпочитают грызть гранит наук не в школе, а дома и, наконец, по каким причинам домашнее обучение может стать тяжелым испытанием как для ребенка, так и для его родителей, — разбираемся вместе с экспертами, преподавателями “Ассоциации репетиторов”.

В России домашнее образование имеет богатую историю: фактически оно зародилось еще в VI веке, когда распространилась традиция приглашать в дом взрослых, умудренных опытом людей, которые брали на себя роль наставников для подрастающего поколения. Позже, примерно в XI веке, просветительскую функцию взяла на себя церковь, и появился отдельный класс «мастеров грамоты»: они, как правило, относились к духовенству и, приходя к ученику, не только помогали ему постигать азы родного языка, но и прививали представления о морали и нравственности.

Существенный вклад в становление домашнего образования в России внес Петр I, благодаря которому оно окончательно перестало быть делом добровольным: в первой четверти XVIII века император специальным указом обязал отпрысков представителей дворянского сословия «быть в науках с 7 до 12 лет». Ответственность за этот процесс легла на плечи гувернеров, обучавших детей как, собственно, наукам, так и правилам хорошего тона, иностранным языкам, музыке, живописи и т.д. При Анне Иоанновне деятельность гувернеров стала контролироваться государством: теперь, чтобы преподавать в частном порядке, нужно было пройти несколько этапов аттестации.

В школе хорошо, а дома – лучше?

Источник фото

В XIX веке домашнее обучение достигло пика популярности, но позже, с приходом к власти большевиков было объявлено не просто бесполезным, а еще и губительным для неокрепших умов. Лишь в начале третьего тысячелетия эта образовательная модель вновь начала обретать массу сторонников.

Виды домашнего обучения

Хотя мода на домашнее обучение на первый взгляд может показаться возвращением к истокам, следует понимать, что последовать примеру далеких предков и полностью выключить ребенка из системы школьного образования будет не так-то просто. Современное российское законодательство предполагает, что, даже если ребенок обучается на дому, он все равно должен быть прикреплен к школе, которая будет осуществлять контроль за его успехами: чтобы получить аттестат, придется сдавать экзамены наравне с другими детьми.

Помимо известного всем экстерната, который подходит старшеклассникам, решившим выпуститься на год или два раньше, чтобы иметь больше шансов поступить в вуз, существует еще несколько видов обучения вне школы:

  • Частичное. Бывает так, что ребенок по состоянию здоровья не может посещать занятия ежедневно. Тогда он имеет право как на то, чтобы учитель приходил к нему домой, так и на то, чтобы осваивать часть школьной программы самостоятельно. Разумеется, для этого необходимо иметь соответствующие медицинские справки и заключения;
  • Надомное. Некоторые формы инвалидности не позволяют ребенку покинуть квартиру без риска для жизни. В этом случае школа обязует учителей заниматься с ним индивидуально, на дому. Правда, предполагается, что при такой схеме обучения ребенок будет получать всего 8-12 уроков в неделю;
  • Дистанционное. В России все еще существует множество населенных пунктов, которые находятся в десятках, а порой и в сотнях километров от ближайшей школы. Дети школьного возраста, живущие в таких населенных пунктах, обычно становятся участниками программы дистанционного обучения: учителя присылают им задания и тесты с помощью обычной иди электронной почты. Аналогичный выход из ситуации предлагается русскоязычным семьям, которые находятся за границей, но хотят, чтобы ребенок получил российское образование;
  • Семейное. Такая форма обучения предполагает, что ответственность за образование ребенка берут на себя родители. Они могут заниматься с ним самостоятельно или нанять репетиторов. Вместе с тем, ребенок все равно в установленные сроки должен проходить аттестацию в школе.

Почему родители выбирают домашнее образование?

Если надомное, частичное и дистанционное обучение, как правило, являются вопросом необходимости, то перевести ребенка на семейное обучение можно по желанию, и речь почти всегда идет, в первую очередь, о желании родителей.

«Одни родители делают выбор в пользу домашнего обучения, исходя из религиозных убеждений, другие – когда у ребенка есть к тому медицинские показания, — рассказывает Юлия Геннадьевна, педагог начальных классов. – Бывает, что родителей не устраивает тот уровень образования, которые дают в общеобразовательных учреждениях, или ребенок не может найти общий язык со сверстниками, ему сложно адаптироваться в коллективе».

Убеждения родителей, даже самые глубокие и искренние, вряд ли стоит считать достаточным основанием лишать ребенка того, в чем он сам, возможно, испытывает потребность – в том числе, систематического школьного образования, которое подразумевает не только зубрежку, но и общение со сверстниками, поездки на экскурсии, формирование вкусов и увлечений.

В школе хорошо, а дома – лучше?

Источник фото

Даже если взрослые уверены, что лучше разбираются в жизни, списывать со счетов мнение ребенка нельзя ни в коем случае. Да, он не всегда способен объективно оценить, нужна ли ему школа, но существуют дети, для которых посещать школу – невыносимо: в силу особенностей характера и воспитания они могут, например, категорически не справляться с давлением, которое оказывают учителя и одноклассники. В некоторых случаях решить эту проблему можно переводом в другое учебное заведение, но, если трудности все равно продолжаются, вероятно, стоит все-таки задуматься о домашнем образовании.

«У домашнего обучения есть много преимуществ, — считает Екатерина Анатольевна, преподаватель русского языка, педагог-психолог. — Во-первых, экономия времени на дороге, особенно если школа находится в другом районе. Во-вторых, все силы можно направить на изучение более «необходимых» дисциплин для конкретного ребенка. В-третьих, домашнее обучение, безусловно, качественнее, ведь не секрет, что сейчас в наших школах зачастую проводят уроки, ничего толком не объясняя, а дома с репетиторами уже дети сами разбирают пройденный материал».

Образование на дому имеет и другие плюсы:

  • Прежде всего, оно позволяет подстроить распорядок дня под потребности конкретного ученика. Конечно, никто не говорит, что хорошо спать до полудня. Однако школьное расписание часто бывает сформировано так, что сложные, требующие высокой концентрации предметы попадают на время, когда у ребенка уже накопилась усталость и он просто не в состоянии эффективно заниматься;
  • Домашние задания ежедневно отнимают у ребенка несколько часов свободного времени, которое он мог бы потратить на свои увлечения или на отдых. При обучении на дому потребность в выполнении домашних заданий отпадает, поскольку контролировать, понимает ребенок материал или нет, можно и нужно непосредственно во время урока;
  • В домашних условиях ученик может освоить школьную программу не за установленные министерством образования 10-11 лет, а значительно быстрее и, во-первых, иметь некоторую фору при поступлении в вуз, а во-вторых, посвятить больше времени изучению предметов, которые ему действительно интересны.

Обратная сторона медали

Впрочем, в каждой бочке меда должна быть ложка дегтя, а в случае с надомным образованием – не одна.

«Большинство детей, находящихся на домашнем обучении, имеют некоторые трудности по сравнению с обычными школьниками: они более замкнуты, тревожны, менее общительны, — говорит Екатерина Анатольевна. – Все это не может не влиять на учебный процесс. Но в настоящее время в любом городе есть очень много других форм «прохождения» социализации. Альтернативой школьному коллективу могут стать музыкальная школа, дополнительные кружки и секции, клубы по интересам (например, клуб велосипедистов или роллеров). Ведь там вашего также ребенка будут окружать ровесники, которые будут, что немаловажно, иметь с ним схожие интересы. Кроме того для любого школьника, где бы он ни учился, бесценно «дворовое» общение: игры с ребятами в футбол, участие в прогулках и пикниках, посещение праздников. Главное — это получать удовольствие от своего ежедневного свободного времени».

В школе хорошо, а дома – лучше?

Источник фото

Социализация, конечно, не всегда становится камнем преткновения, но у домашнего образования и без того достаточно минусов:

  • Постоянно находясь в контакте с родителями, ребенок попадает в значительно большую зависимость от их мнения, чем когда имеет возможность вести хотя бы относительно независимую жизнь в школе. Это значит, что впоследствии ему может быть сложнее не только обрести самостоятельность, но и признать авторитет других людей – например, преподавателя вуза или начальника на работе;
  • В определенном возрасте для ребенка чрезвычайно важно не выделяться из толпы сверстников, быть таким, как все. Надолго выбить подростка из колеи способно уже одно то, что родители купили ему немодные джинсы. А если он единственный во дворе учится дома, пока все остальные ходят в школу, это и вовсе может обернуться катастрофой, на годы вперед подорвать уверенность в себе;
  • В то время как одного постоянная необходимость соревноваться с одноклассниками в борьбе за высокие оценки и внимание учителя демотивирует и дезориентирует, другого конкурентная среда, напротив, подталкивает к новым свершениям;
  • Нередко домашнее обучение ребенка требует от родителей значительного вложения как материальных, так и временных ресурсов. Конечно, часть учебников и пособий выдаст школа, но предоставить реагенты для проведения химических опытов она не сможет: все это придется покупать на свои деньги – ну, или дополнительно устраивать ребенка в кружок юных химиков, который также может быть платным. Более того, осуществлять должный контроль за обучением на дому получится только в том случае, если один из родителей откажется от работы в офисе.

Семейный труд

Особенно непросто приходится тем родителям, которые принимают решение отказаться от помощи репетиторов и полностью берут преподавательские функции на себя. С одной стороны, стремление посвятить воспитанию своего ребенка как можно больше времени и сил, похвально. С другой, далеко не каждый родитель способен стать еще и учителем: для этого нужно не только блестяще знать школьную программу, но и уметь доходчиво объяснять материал.

В школе хорошо, а дома – лучше?

Источник фото

Еще важнее найти способ выстроить границы отношений с ребенком так, чтобы закрепившийся в его сознании уютный, домашний образ мамы или папы не мешал относиться к занятиям со всей серьезностью.

«Конечно, не каждый родитель может дать ребенку всю школьную программу, — уверена Юлия Геннадьевна. – Если у родителей нет педагогического образования, им стоит обратиться за профессиональной помощью к педагогам, которые владеют методикой преподавания того или иного предмета. Если же образование есть, то тогда шансов, что ребенок сможет осилить материал, не посещая школу, больше, но и здесь есть свои подводные камни. Например, добиться дисциплины, которая соблюдается в школе, очень сложно. В первую очередь, сами родители должны быть дисциплинированными, должны соблюдать школьный режим».

Дисциплина – не единственная сложность: при занятиях на дому маме и папе придется в одиночку, без помощи учителей постоянно поддерживать в ребенке желание учиться.

«Безусловно, в любом деле для человека главное — мотивация. Именно от нее зависит, насколько успешно и быстро мы будем справляться с работой. Школьники не исключение, — говорит Екатерина Анатольевна. – Мотивация ребенка — первоочередная задача для родителей. Но не менее важна эта задача и для школьных учителей. Больше чем у половины школьников отсутствует познавательный мотив, и это давно стало очень острым и актуальным вопросом в образовании. На мой взгляд, труднее мотивировать ребенка именно учителям, ведь часто их работа сводится лишь к поверхностной и быстрой подаче материала ввиду, например, нехватки времени. Безусловно, углубление и конкретизация знаний ребенка, расширение кругозора, занимательная подача материала, объяснение теории в доступной форме и сразу же практическое применение теории на тестовом материале — все это поможет формированию познавательных процессов. И здесь приходит на помощь профессиональный репетитор. Именно поэтому я почти никогда не испытываю трудностей с мотивацией школьника. Помимо этого в работе мне очень помогает мое психологическое образование, помогающее мне лучше понимать внутренний мир подростков и их процессы целеполагания».

Прежде чем перевести ребенка на домашнее обучение, родители должны задать себе ряд вопросов. Например, готовы ли они отныне жить по четкому расписанию? Хватит ли у них выдержки на то, чтобы соблюдать педагогическую этику в ходе общения с собственным сыном или дочерью? Смогут ли они предоставить ребенку свободу самовыражения в процессе обучения? Наконец, есть ли у них самих желание постоянно учиться? Ведь без этого желания невозможно научить чем-либо другого человека.

«Домашнее обучение – это огромный каждодневный труд, — продолжает Екатерина Анатольевна. – Одно дело, когда того требуют обстоятельства (здоровье, спорт и так далее). И совсем другое – если это ваше собственное желание. Нужно взвесить все плюсы и минусы, прежде чем решаться на такой ответственный шаг. А еще лучше — спросить сначала у ребенка, ведь это его жизнь и это должно быть, прежде всего, его «хочу», а не ваше».

Источник заглавной картинки

Мудрая сова 13 мая 2016