Маленькие дети требуют большого количества внимания, зато перед школьниками-подростками у них есть огромное преимущество: на их «почему?» как правило удаётся ответить, а если родитель не знает ответа, в крайнем случае можно на ходу сочинить объясняющую всё на свете сказку.

Со школьниками такое уже не пройдёт: как минимум они лучше вас помнят школьную программу за текущий период, а скорее всего могут померяться с вами технической подкованностью в компьютерной сфере.

Что делать? Как реагировать на вопросы, которые ставят вас в тупик? Куда звонить, чтобы узнать на них ответы — да и стоит ли? Разбираемся и спрашиваем совета у преподавателей Ассоциации репетиторов.

Почему? Почему? Почему?

Момент истины

«Первое, что нужно помнить: если ребёнок задаёт вопрос, ему важно получить ответ. Конечно, подростки любят задавать провокационные вопросы и даже «подлавливают» родителей, не знающих правильного ответа, но это не отменяет сути: на вопросы надо отвечать. Как — уже второй вопрос, но важно, чтобы это взаимодействие произошло полностью. В противном случае ребёнок «разучится» их задавать — будет бояться, заранее считать, что он спрашивает глупость и так далее», — говорит психолог Анастасия Михайловна.

Замечание про «подловить» — не пустой звук. Для подростка обескураживающие вопросы могут быть одной из форм агрессии (которая, вообще говоря, нормальное для него состояние). И даже если так, от ответа не стоит уворачиваться. Стоит запомнить четыре правила, касающиеся детских вопросов и ответов родителей на них.

  1. Правда, правда и ничего, кроме правды. Никогда не врите ребёнку. Если вопрос касается темы, ставящей вас в неловкое положение, совершенно необязательно отвечать на него во всех подробностях, достаточно максимально коротко прийти к ответу. Но — ещё раз — этот ответ должен быть правдивым.

  2. Если на вопрос ответить трудно, прежде всего нужно понять, что именно мешает на него ответить. А после — объяснить это спрашивающему. И не врать.

  3. Причины вопроса не менее важны, чем сам вопрос. Когда подросток задаёт вопрос, как будто бы составленный из десятка других вопросов, он совсем необязательно делает это из вредности. Ему может быть тревожно, он может хотеть особого внимания, ему важно конкретно ваше мнение (в силу той или иной причины). Не отмахивайтесь от вопроса, подозревая в нём попытку подорвать ваш авторитет.

  4. Отвечая на вопрос, внимательно следите за своим тоном. Снисхождение, высокомерие, раздражение — не то, что должно в нём угадываться. Если вы понимаете, что справиться с раздражением невозможно, лучше сделайте паузу и пообещайте ответить чуть позже. (Обещание следует выполнять.) 

 

Почему? Почему? Почему?

«Когда вы отвечаете на вопрос подростка, он фиксирует для себя не только ответ взрослого, но и то, как этот взрослый на его вопрос отреагировал, — объясняет Анастасия Михайловна. — Поэтому, собираясь повысить тон в ответ на провокацию, имейте в виду, что вручаете ребёнку ключи к управлению вами. А если в ответ на вопрос из области науки отвечаете раздражением — расписываетесь в собственной несдержанности и слабости. Это всё не лучшие стратегии поведения с подростком, хотя альтернативные выработать бывает очень сложно».

В поисках правды

Среди множества вопросов, которые школьники задают своим родителям, встречаются и те, что заданы не ради провокации, а в попытках докопаться до сути. Ноги у таких вопросов растут из здорового любопытства и ограниченности школьных занятий, поэтому вполне логично, что первый, к кому обращается ребёнок — это родитель (по определению знающий всё).

Вы совершенно не обязательно будете знать, почему ударения в словах стоят так, как они стоят (и почему раньше стояли иначе); почему вены синие, хотя кровь в них красная; что на самом деле происходит в БАКе и как эта аббревиатура расшифровывается — но это не так важно, как сама возможность докопаться до ответа.

Илария Николаевна, выпускница Санкт-Петербургского государственного университета, подсказывает, что делать в таких случаях:

«Нужно «загуглить» ответ вместе с ребенком  — проявить интерес к вопросу, который задал ребенок».

Анастасия Михайловна также согласна с этой стратегией:

«Вне зависимости от того, знаете ли вы ответ на заданный вопрос, необходимо, чтобы ваш школьник осознавал его ценность, как и ценность любопытства вообще. Как вы будете искать ответ — заберётесь ли в энциклопедию, спросите ли у «Гугла» или позвоните соответствующему эксперту, неважно. Важно, чтобы вопрос не повис в воздухе, а сподвиг задавшего его на поиски ответа».

Поиск ответа ничуть не менее важен, чем сам ответ — это тоже истина, которую стоит усвоить ещё в школьном возрасте.

Почему? Почему? Почему?

Источники? Да, слышал!

Формула «школа — источник знаний» поколениями закреплялась в головах у тех, кто её посещает. Тем страшнее учителю, когда его авторитет подрывается — а посягать на него, безусловно, будут (попробуйте вспомнить девятый класс и отличников, проверявших на прочность учителей).

Дискуссия, разворачивающаяся в последнее десятилетие вокруг школьного образования, небезосновательно выдвигает на первый план школу как место, где учат формулировать вопросы и уметь искать на них ответы, а не место, где в голову бессистемно (вернее, по общепринятой, но оттого не становящейся более понятной системе) укладывают слой за слоем факты. Преподаватель таким образом превращается из ментора в проводника.

Почему? Почему? Почему?

«Если с вашим ребёнком занимается частный педагог, это отличный шанс приучить школьника, во-первых, к тому, как и где искать ответы на вопросы по изучаемой теме, а во-вторых, к тому, что правильно сформулировать вопрос ничуть не менее важно, чем найти на него ответ. Второй пункт, собственно, неочевиден и для многих взрослых», — отмечает Анастасия Михайловна.

Искать ответы иначе как в поисковой строке — едва ли не вымирающий навык. Его важность для тех, кто родился уже во время существования  Google, сложно переоценить, но с другой стороны, не менее сложно и объяснить этому поколению, в чём эта важность заключается.

На самом деле, это не такая уж сложная задача: даже если память родителя или преподавателя не изобилует иллюстративными примерами, можно обратиться к соответствующей литературе — например, книге Аси Казанцевой «В интернете кто-то неправ». В ней автор подробно объясняет, как именно работают распространённые заблуждения (например, о вреде ГМО) и как проверка информации позволяет их избежать.

Кто бы ни объяснял этот нехитрый принцип, — родители или преподаватель — важно, чтобы ребёнок осознал, что поиск ответов чаще всего не бывает простым и складывается из трёх этапов: поиск, отбор, проверка. И ни одним из них не стоит пренебрегать.

Почему? Почему? Почему?

«Преподаватель должен предлагать ребенку найти ответ совместно, — считает Илария Николаевна —  а когда ребенок привыкнет к этому, он будет искать ответы самостоятельно».

Пока же привычка искать ответы на свои вопросы не окрепла, лучшее, что могут родители, а равно и преподаватели для её формирования, — относиться к вопросам школьников как к важнейшей составляющей их образования. В конце концов, именно из умения задавать вопросы и получать на них ответы и появилось всё то, что мы сегодня называем этим словом.

Мудрая сова 29 июня 2018