Мечты и звуки

Мы уже писали о том, как помочь школьникам найти подход к занятиям музыкой. Сегодня мы попытаемся чуть глубже погрузиться в предмет и выяснить, какую пользу может извлечь из музыкальных штудий тот, кому музыка небезразлична сама по себе. Помогать нам будут преподаватели Ассоциации репетиторов Дмитрий Алексеевич и Марина Сергеевна.

Каков приход

Нынешнее поколение младших школьников — дети, родители которых в известном смысле пострадали от музыкальной школы. Как правило, в “музыкалку” приводили родители, а доучиться в ней было важно по каким-то соображениям, не ведомым решительно никому.

“Моя семья не была связана с музыкой профессионально, — говорит Марина Сергеевна, выпускница Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. — Инициатива отвести меня в музыкальную школу принадлежала бабушке, хотя, если бы я в столь раннем возрасте не высказала склонности к обучению, возможно, этого бы и не произошло. Большинство детей, которых я знала, начали заниматься музыкой с подачи родителей, но это совершенно естественно, если учесть их ранний возраст”.

Мечты и звуки

Источник фото

Пожалуй, ситуация, когда инициатива обучения музыке исходит от родителей, — вполне классическая и в этом смысле мало что меняется уже многие века. Опыт Дмитрия Алексеевича, выпускника Российской академии музыки им. Гнесиных, в целом подтверждает это:

“В моей практике чаще приходилось сталкиваться со случаями когда родитель сам приводит ребенка в музыку — и правильно делает. В современном мире, когда вокруг маленького человека множество вариантов для деятельности, он не всегда может заметить, что рядом с ним существует такой красочный мир, как мир музыки”.

Спорить с этими тезисами сложно; и всё же нельзя не упомянуть о том, как важен диалог при обсуждении с ребёнком его музыкального начинания. Первое, что стоит запомнить, — выбор инструмента остаётся за ребёнком, а не за вами. Если ему хочется играть на арфе, а вы мечтаете о том, чтобы ваше чадо играло на саксофоне, уступить придётся именно вам.

Цели и средства

Профильное образование после окончания музыкальной школы получают, мягко говоря, не все. Это более чем нормально — профессиональные музыканты посвящают своему делу жизнь, и надо понимать, что к этому готовы (и предрасположены) немногие. Правда и другое: музыкальное образование (не музыкальная школа, а именно занятия музыкой), помимо собственно владения инструментом, даёт ещё массу всевозможных бонусов.

Мечты и звуки

Источник фото

“Главная польза обучения музыке — это общее развитие, — считает Марина Сергеевна. — При определённой склонности к обучению оно даёт удивительные плоды, развивая одновременно интеллектуальное, духовное, эмоциональное и психофизическое начала. Это «работает» даже при минимальных природных способностях к обучению. Музицирование на фортепиано, к примеру, великолепно развивает двигательные навыки — от мелкой моторики пальцев до координации всего тела”.

Дмитрий Алексеевич в ответ на вопрос, чем может помочь музыкальное образование, приводит десять доводов, сформулированных в своё время в статье проректора ГнесинкиДины Константиновны Кинарской. Далеко не все они, на наш взгляд, могут быть весомым аргументом “за” то, чтобы начать заниматься музыкой (например, пункт “Музицирование — это квинтэссенция, апофеоз светских манер” у одиннадцатилетнего подростка вызовет скорее ужас, чем желание бросить всё и схватиться за скрипку), однако часть, безусловно, стоит того, чтобы быть принятой во внимание. Мы приведём только некоторые из них.

1. Занятия музыкой помогают укрепить силу воли и развить привычку к регулярности, усидчивости и самодисциплине. В музыке известный принцип о рыбке и труде представлен куда как наглядно. 2. Музыка способствует развитию математических способностей, развивает абстрактное мышление, память (при запоминании нотного текста). 3. Учась складывать фразы и предложения в музыке, понимая внутреннюю её структуру, ребёнок попутно осваивает и ораторское мастерство. Импровизация вдобавок ещё и здорово помогает повысить уверенность в себе. 4. За время обучения музыке ребёнок научается предельно концентрироваться. Выступление невозможно исправить, поэтому уметь быть в “здесь и сейчас”, отбросив все остальные переживания, — важный навык для того, кто хочет научиться владеть инструментом. И разумеется, навык этот пригождается отнюдь не только на выступлениях в камерном зале музыкальной школы.

Сюда можно было бы добавить ещё и пункт “социализация”: занятия в музыкальной школе, если ребёнок ответственно посещает уроки сольфеджио, музыкальной литературы, общего фортепиано и хор, занимают немало времени и неизбежно сталкивают со сверстниками. Но отнюдь не все считают необходимым осваивать инструмент в музыкальных школах. А как ещё?

Magister Ludi

Очевидный плюс музыкальной школы — её “отдельность”: это совершенно особое пространство со своими законами и атмосферой. Здесь свои предметы, свои учителя и своё расписание. В качестве своего рода “параллельной вселенной”, не похожей на рутинную школу, музыкалка — прекрасная альтернатива. Но и недостатков у этой замкнутой системы, конечно, тоже хватает.

Мечты и звуки

Источник фото

“Многие мамы и папы (чаще мамы) сами посещали музыкальную школу в детстве и далеко не всегда вспоминают её добрым словом, — говорит Дмитрий Алексеевич. Постоянные экзамены, гаммы, технические зачеты, академические концерты, а главное — скучный репертуар, который «долбят» месяцами. Некоторым мамам, наоборот, не удалось поступить в школу, и они очень хотят чтоб их дети имели такую возможность. и тут надо понимать важную вещь — время поменялось, а «музыкалки» остались прежними. Такие же программы, такой же репертуар”.

К современным детям, считает Дмитрий Алексеевич, невозможно применять ортодоксальные подходы: школа мгновенно надоедает, и желание заниматься музыкой пропадает напрочь. Пропасть между тем, что сегодня подразумевается под “музыкой” и тем, чему и как учат в музыкальных школах, огромна.

Есть ли способ навести через неё мосты? По мнению Дмитрия Алексеевича, ключевой момент — педагог: “Очень важен индивидуальный подход, который, как правило, не предоставляется в школе, и современный репертуар. Не бывает немузыкальных людей, просто у каждого — свой путь в мир музыки”.

Мечты и звуки

Источник фото

Частное преподавание музыки как альтернатива музыкальной школе, безусловно, лишает ребёнка радостей общения со сверстниками, но вместе с тем позволяет с большим вниманием погрузиться в то, что ему пытается преподать учитель. Не говоря уже о других плюсах:

  • отсутствие постоянных зачётов и экзаменов (сильный стрессовый фактор, зачастую являющийся единственной — отрицательной — мотивацией для учащихся музыкальных школ. Только бы не завалить экзамен!)
  • программа занятий с личным преподавателем — индивидуальна: если у ребёнка нет желания ходить на занятия по хоровому пению, его не будут к этому принуждать.
  • в большинстве случаев личный педагог — гарантия того, что ребёнку не достанется вся россыпь обычных жалоб на педагогов в музыкальной школе (вроде повышенного тона и уничижительных замечаний)
  • наконец, индивидуальное обучение не включено ни в какую программу и позволяет преподавателю подбирать произведения в соответствии с уровнем, темпом и запросами ученика.

Иными словами, плюсы индивидуального обучения музыке — примерно те же, что и с любым другим предметом, за тем лишь исключением, что музыка (к счастью или к сожалению) — предмет “необязательный”, его не нужно сдавать на ЕГЭ, а стало быть, удовольствию от её изучения по определению не должно мешать ничего, в особенности какая бы то ни было отчётность.

Несколько слов о школьных уроках

Помимо собственно музыкальной школы и репетиторства музыке, по идее, учат в школе. Воспоминания о школьных уроках музыки двойственны: с одной стороны, все хорошо помнят, что это предмет “лёгкий”, к которому не нужно никакой особой подготовки; с другой — что за уроками музыки тянется своего рода шлейф необязательности.

Школьные музыкальные штудии — это, как правило, хоровое пение под аккомпанемент преподавателя (фортепианный или, как это нередко бывает, аккордеонный). Репертуар? Так называемые “детские шуточные песни”, старая добрая советская классика.

“Если речь идёт о школе общеобразовательной школе, то эти уроки должны в первую очередь увлекать и побуждать детей к самостоятельным поискам (причём не только в области академической музыки)”, — считает Марина Сергеевна.

Увы, школьные занятия музыкой, будучи закованы в привычную парадигму, в которой на вершине пищевой цепочки математика и русский язык, вряд ли в ближайшее время смогут сильно измениться в соответствии с высказанными пожеланиями.

Мечты и звуки

Источник фото

Но никто не говорит, что этим не могут озаботиться родители. Библиотеки, концертные залы, в конце концов, интернет изобилуют материалами, которые могут вдохновить ребёнка на музыкальные изыскания и, возможно, даже выбор инструмента, на котором он захочет научиться играть. Фильм “Репетиция оркестра” с момента своего появления в 1978 году ни капли не потерял в обаянии, как и “Hair”, как и многочисленные великолепные музыкальные фильмы.

Источник заглавной картинки

Мудрая сова 23 сентября 2016