Как и зачем говорить с детьми о целях? 

Журнал TIME никогда не называл «цель» словом года. Это не мешает ему быть одним из главных слов, на которых завязана наша современная повседневность. Слово «цель» смотрит на нас с обложек популярного нон-фикшна, из заголовков статей вроде этой, регулярно мелькает в разговорах — а значит, рано или поздно вы произнесёте его при ребёнке. 

И тут самое время спросить себя: как и почему стоит говорить с детьми о целях? Расспрашиваем психолога и рассказываем вам. 

В чём цель цели? 

На фоне эпидемии всевозможных марафонов, повсеместных достижений, челленджей, планов и мотиваторов поневоле хочется спросить себя: так ли это необходимо? Можно ли вообще вставать с утра с кровати, не поставив себе накануне цель? 

Очевидно, что без базового планирования не обойтись, но одно дело — научить себя планировать визиты к врачу, а другое — личные цели, подразумевающие определённые усилия со стороны человека, их ставящего.

Ксения Николаевна, выпускница факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, поделилась с нами своим мнением о том, почему школьников полезно учить постановке целей: 

«Конечно, ставить цели учить нужно. Особенно в школьном возрасте, потому что школьникам ничего не нужно придумывать — их цели лежат буквально на поверхности: 

— вовремя делать домашние задания; 

— без стресса готовиться к проверочным работам и экзаменам; 

— планировать свободное время; 

— если ребёнок достаточно взрослый, то ещё и планировать собственные траты». 

Чего же ты хочешь?

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/g3tbit/14397880328/sizes/l/

Однако не всё так просто, подчёркивает психолог. Постановка целей — тоже навык, и им редко владеют даже взрослые. 

«Не может быть!» — скажете вы. 

Но так и есть. 

«Обычно мы формулируем цели так, что формулировки оставляют огромный простор для воображения. Возьмём простой пример — «я хочу научиться кататься на велосипеде». Спору нет, важное умение, но из цели не понять, когда именно вы хотите научиться кататься. «Когда угодно» — это всё равно что никогда», — объясняет Ксения Николаевна

Что же нужно знать, чтобы ставить цели грамотно? 

«Давайте сразу договоримся: всё, что я скажу дальше, касается в первую очередь взрослых. Думаю, детям эта программа-максимум целиком вряд ли пригодится, но знать о ней всё равно полезно. 

Итак, чтобы поставить цель хорошо, нужно учесть несколько пунктов. 

1.Цель должна быть конкретной.

«Заговорить на французском» — не конкретная цель. 

«Научиться поддерживать базовый диалог и объяснить дорогу на французском» — конкретная цель.

2.Цель должна быть измеряемой.

 «Хочу прийти в форму к лету» — не измеряемая цель. 

  «Хочу сбросить n килограммов» — измеряемая цель.  

3.Цель должна иметь временные рамки. 

   «Хочу научиться готовить блины» — неправильно. 

   «Хочу научиться готовить блины в течение ближайшего месяца» — правильно. 

4.Цель должна быть в принципе достижимой. Мечтать прекрасно, но постановка целей — другой жанр. Наш мозг любит конкретику. 

   «Хочу стать популярной актрисой» — отличная цель, но она требует массы пояснений. 

   «Хочу поступить в театральное училище в следующем году» — в случае школьника достижимая цель будет звучать примерно так. 

Чего же ты хочешь?

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/126356921@N08/39889112594/sizes/l/

    5.Кроме того, цель должна быть значимой. Повторюсь, мы плохо воспринимаем абстракции, ещё хуже мы воспринимаем абстракции, которые нам не очень близки. 

 «Хочу пятёрку в четверти по математике» — подозреваю, что ребёнок может действительно её хотеть, но скорее всего, значима не сама пятёрка, а то, что она символизирует. А именно — успехи в освоении математики. Поэтому я бы сформулировала так: «Хочу без проблем решать математические задачи и примеры по теме этой четверти». Потому что, по правде говоря, оценка редко складывается из одних только задач и примеров: если у преподавателя конфликт с ребёнком, это может сказываться на его отметках, хотя успеваемость при этом остаётся на уровне. 

6.Это необязательный пункт, но его тоже желательно учесть — вы должны уметь понять, что достигли цели (правда, звучит странно?). Как это сделать? «Сдать ЕГЭ» — очевидный вариант. «Получить аттестат о среднем образовании» — правильный с точки зрения техники постановки целей. Но это уже нюансы, повторюсь, это важнее для взрослых». 

Чего же ты хочешь?

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/glastonburyonthebbc/591625129/sizes/o/)

Когда учить ставить цели? 

В недавнем выпуске блога Ассоциации репетиторов мы рассказывали о гибких навыках (soft skills). Постановка целей — как раз из их числа. Именно поэтому стоит уделить внимание этому навыку уже в начальной школе. Почему так? 

Дело в том, что цели имеют отношение к временным рамкам (см. выше пункт про сроки). А они появляются в сознании у детей примерно к десяти годам наряду с абстрактным и критическим мышлением. Всё это как нельзя лучше подходит для того, чтобы научиться планировать и ставить цели. 

Не стоит рисовать себе масштабные картины светлого будущего, в котором ребёнок летит в космос, помахивая рукой в иллюминаторе. Речь о вполне прикладных вещах:

 — научиться организовывать свой график; 

— вовремя делать домашнюю работу без напоминания родителей; 

— составлять список того, что хочешь посмотреть  (если доступ к интернету ограничен определённым временем); 

— etc. 

Чего же ты хочешь?

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/valentijntempels/10113757413/sizes/l/

«Мне кажется, «постановка целей» звучит довольно страшно. «Сынок, иди-ка сюда, я научу тебя ставить цели», — точно не то, что хочется услышать от своих родителей. Поэтому делать это лучше в игровой форме, как и всё, чему вы учите ребёнка в его детстве. Классно было бы потренироваться «на кошках» — к примеру предложить ребёнку придумать себе пару целей на ваш ближайший совместный отдых. Только учтите, что среди этих целей могут быть «забраться на самую высокую гору», и забираться вам придётся всем вместе», — говорит Ксения Николаевна

Чем может пригодиться привычка ставить цели?

Как и другие soft skills (снова отсылаем вас к соответствующему выпуску), постановка целей очень пригождается на долгих дистанциях при работе с людьми. Но помимо чисто корпоративных бонусов постановка целей может принести (и принесёт) пользу гораздо раньше — в университете. 

Независимо от того, в какой образовательной системе предстоит получать свою «корочку» вашему ребёнку, все они так или иначе требуют навыка планирования. А что есть планирование, как не ругулярная постановка целей? 

«Я отлично помню, сколько трудностей обрушилось на меня в университете просто из-за того, что я не сразу поняла, как быть с этим потоком всего. Предметов было много, чтения — ещё больше, а времени — мало. Добавьте к этому новых друзей, и вы поймёте, насколько мне было непросто, — сетует Ксения Николаевна. — Но учась на психолога, я довольно быстро сообразила, что всё происходящее можно скорректировать, поговорив с собой и кое о чём договорившись. Это был мой первый опыт осознанной постановки целей — тогда ещё совсем «сырой», без всех этих суперкнижек по тайм-менеджменту. Но может, тем лучше — ведь я по крайней мере была уверена, что мне это действительно надо». 

Чего же ты хочешь?

(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/leliavalduga/6238880689/sizes/l/

 

Маленькие промежуточные цели, уверена Ксения Николаевна, неизбежно ведут к большим результатам. Именно поэтому стоит уделить им внимание. 

«Я очень сильно удивилась, когда прочитала исследования о том, как люди ведут себя изо дня в день. Если коротко, то мы повторяем примерно 99% своих действий из «вчера». Поэтому, я думаю, вы понимаете, насколько сложно может быть «достичь» чего бы то ни было, особенно в один прыжок. 

Тут очень помогает делить цели на маленькие шаги, а шаги эти делать своими привычками. Условно говоря, чтобы сдать в конце года экзамен на знание языка, можно придумать себе промежуточные проверки, а занятия спланировать так, чтобы они занимали двадцать минут в день. Тогда эта маленькая цель, напротив которой вы ставите галочку в конце дня, станет частью большой цели, но произойдёт это без лишнего стресса». 

Пожалуй, нам остаётся только добавить, что в целях самое главное — их подлинность. Ведь если цель не имеет никакого отношения ни к вашим «хочу», ни к вашим «надо», вряд ли что-нибудь побудит вас всерьёз взяться за неё. Даже очень красивый диплом или сертификат, который вам выдадут в итоге. 

Заглавная картинка — отсюда: https://www.flickr.com/photos/hanshh/22764096822/sizes/l/

 

Мудрая сова 04 июня